Двигатель ВАЗ-4132

Перед инженерами отечественной автомобильной компании постало задание создать двигатель, который будет устанавливаться под капоты специальных службы Советского Союза (КГБ, МВД и ГАИ). В результате они сделали специальный двигатель ВАЗ 4132. Интересным является тот факт, что многие до сих пор не знают о его существовании.

Это был роторный мотор, работающий на бензине с рабочим объемом в 1.3 литра, и его устанавливали под капот ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107. Механическая часть полностью отличалась от привычных моторов, также как и принцип работы вовсе. Также двигатель отдавал достаточно много мощности для того времени, в сравнении с его рабочим объемом, чего удалось добиться именно благодаря роторной конструкции.

Роторный двигатель ВАЗ 4132

Технические характеристики

Объем двигателя, куб.см 1308
Максимальная мощность, л.с. 140
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 176 (18) / 4000
186 (19) / 4500
Используемое топливо Бензин АИ-92
Расход топлива, л/100 км 8.2 — 9.5
Тип двигателя роторный
Доп. информация о двигателе Карбюратор
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 140 (103) / 6000

Особенности

В 1970 годах между производителями началась гонка, и Волжский автомобильный завод не стал оставаться в стороне, поскольку в 1974 году на нем было создано специальное конструкторское бюро. Инженеры-конструкторы занимались именно разработкой роторного двигателя (РПД ВАЗ 4132). Перед ними была поставлена достаточно сложная задача, которая заключалась в создании и внедрении в производство отечественного роторно-поршневого мотора не уступающего зарубежным аналогам.

Первый прототип инженеры представили уже в 1976 году, а 1978 год ознаменовался тем, чтобы в Тольятти была выпущена небольшая серия моторов ВАЗ-311, выдающий мощность в 80 лошадиных сил, когда мотор достигает 6 тысяч оборотов в минуту. На базе серийной модели 21011 был построен автомобиль с таким мотором, получивший обозначение ВАЗ-21018, который несмотря на раннюю постройку был представлен широкой общественности аж в 1982 году, когда проходила выставка НТТМ-82. Эта модель отличалась максимальной скоростью в 145 километров в час.

Июнь 1986 года принес заводу первый опытно-промышленный образец в виде автомобилей ВАЗ-21059. Именно с этой модели последовало дальнейшее развитие скоростных автомобилей для спецслужб, которые тогда уже прошли удачные тесты в виде моделей ВАЗ-21018 и ВАЗ-21019. Под капотом этой модификации устанавливался мотор ВАЗ-411 с двухсекционным мотором, выдающим 120 лошадиных сил на 6 тысячах оборотов. Это позволяло развивать максимальную скорость в 160 километров в час.

Начиная со второй половину 1991 года для нужд милиции и служб особого назначения небольшими партиями начали выпускать автомобиль ВАЗ-21079, который построили на базе стандартной модели ВАЗ-2107. Под капотом модели располагался двухсекционный роторный двигатель ВАЗ-4132. Его рабочий объем составлял 1.3 литра, и он мог выдавать порядка 140 лошадиных сил максимальной мощности.

Преимущества

Двигатель Ванкеля (именно он изобрел роторную систему) выгодно отличается от классических четырехтактных моторов с поршневой конструкцией. Именно поэтому в то время многие автомобильный производители занимались его разработкой. Основные преимущества мотора заключаются в следующем:

  • Мотор полностью механически уравновешен, поскольку крутящий момент с оси ротора передается напрямую, что приводит к очень низкому уровню вибрации во время его работы.
  • Силовой агрегат отличается от классических довольно хорошими динамическими характеристиками.
  • В соотношении мощности к весу мотора (удельные показатели) достигаются довольно большие показатели.
  • В сравнении с обычными ДВС габариты и вес меньше в 1.5-2 раза, поскольку в конструкции не применяется коленчатый вал и шатуны с поршнями.
  • В конструкции предусмотрено на 40% меньше деталей, чем в классическом роторе. Двухсекционный роторный двигатель имеет всего три основные части, которые двигаются — это два ротора и выходной вал, а даже классический поршневой двигатель на 4 цилиндра имеет 40 движущихся частей. Это приводит к тому, что ремонтировать его намного проще.

Поломки

Но несмотря на довольно большое количество преимуществ, существенные проблемы двигателя ВАЗ-4132 имеют место. Их достаточно много, поэтому в совокупности это все привело к тому, что силовой агрегат сняли с производства очень быстро. Основные недостатки заключаются в следующем:

  • Камера сгорания в форме линзы привела к тому, что мотор очень сильно склонен к перегреву, поскольку тепло отводится в минимальном количестве. Когда наступает перегрев, то сразу же происходит деформация ротора, что делает невозможным дальнейшую эксплуатацию мотора.
  • Конструкция камеры сгорания также напрямую повлияла на расход топлива. Благодаря геометрической особенности отсутствует возможность осуществить вихревое наполнение смесью бензина и воздуха. Результат этого — неполное сгорание смеси. В полном объеме удается сжечь только 75% топлива.
  • Колоссально большие нагрузки во время работы испытывают уплотнения ротора, которые своими трущимися поверхностями постоянно соприкасаются с корпусом камеры сгорания под постоянно меняющимися углами. Для того, чтобы снизить нагрузку пришлось сделать впрыск масла во впускной коллектор. Это привело к заметному усложнению конструкции, а также невозможности соответствовать нормам европейского стандарта.
  • Ресурс силового агрегата очень низкий. Несмотря на то, что производители выступали с заявленным пробегом в 125 тысяч километров, на практике мотор проходил порядка 30 тысяч. Но этому еще могло способствовать то, что оперативники использовали автомобили не совсем аккуратным.
  • Качество сборочных единиц требуется очень высокое, поэтому назвать мотор выгодным для производства сложно. Поскольку для сборки применяется высокотехнологичное оборудование, то мотор стоит больших денег не только для производителей, но и для покупателей.

Расход

Конструкция мотора и его довольно большая мощность обуславливают очень большой расход бензина. На 100 километров пройденного пути по заявлениям производителя в городском цикле потребуется 9.5 литров, а во время движения по трассе с постоянной скоростью он потребляет порядка 8.2 литров бензина АИ-92.

Куда устанавливался

Роторный мотор можно было отыскать под капотом автомобилей спецслужб — это были версии ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107.

Ссылка на основную публикацию