Двигатель ВАЗ-2130

Начало 90-х годов стало именно тем периодом, когда отечественные внедорожники начали набирать большую популярность. Это привело к тому, что инженерам было поставлено достаточно большое количество задач о разработке новых силовых агрегатах. И тогда они презентовали двигатель ВАЗ 2130.

Для того, чтобы приводить в движение тяжелые внедорожники с несущим кузовом требовались силовые агрегаты с увеличенной мощностью, поэтому инженерам пришлось приложить немало усилий. Но они решили такую проблему привычным способом, собрав новый мотор из нескольких частей уже выпускаемых.

Двигатель ВАЗ-2130

Технические характеристики

Объем двигателя, куб.см 1790
Максимальная мощность, л.с. 82 — 84
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 135 (14) / 3200
139 (14) / 3200
Используемое топливо Бензин АИ-92
Расход топлива, л/100 км 11
Тип двигателя Рядный, 4-цилиндровый
Доп. информация о двигателе Карбюратор
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 82 (60) / 5200
84 (62) / 5200
Степень сжатия 9.5
Диаметр цилиндра, мм 82
Ход поршня, мм 84
Количество клапанов на цилиндр 2

Особенности

В 1993 году была завершена разработка и запущено производство силового агрегата ВАЗ-2130. Этого требовали внедорожники с мощным несущим кузовом, которые сходили с конвейера производителей, поскольку требовался более сильный ДВС. Инженерам концерна пришлось выкручиваться из ситуации довольно своеобразным способом.

Для того, чтобы технические характеристики двигателя ВАЗ 2130 соответствовали заявленным требованиям им пришлось взять в качестве основы уже нашумевший двигатель ВАЗ-21213. Блок двигателя ВАЗ 2130 был заимствован у предшественника без необходимости внесения каких-либо доработок. В качестве головки блока цилиндров была использована деталь от мотора ВАЗ-21011. Производители использовали технологию ступенчатого фрезирования камеры сгорания, что привело к увеличению её объема до 34.5 кубических сантиметров. Благодаря совмещению блока и головки от различных моторов удалось получить довольно жизнеспособную конструкцию.

Мотор не имел конструктивных отличий в своей компоновке от других силовых агрегатов АвтоВАЗа, поскольку он по-прежнему имел рядную компоновку четырех цилиндров. На двигателе не устанавливалась турбина. Его рабочий объем составлял 1.8 литра, что позволяло получить максимальную мощность в 82 лошадиных силы, а крутящий момент при этом достигал 139 Нм.

Изначально силовой агрегат выпускали с системой питания в виде карбюратора, но последующие доработки привели к необходимости установки распределенного впрыска топлива под управлением электронного блока (простыми словами, на моторе появился инжектор).

Колнвал изготавливался из кованой стали. Для того, чтобы получить ход поршня в 84 миллиметра пришлось переработать радиус кривошипа, который инженеры увеличили до 41.9 миллиметров. Поршни выполнены в классическом исполнении, и предусматривают установку двух компрессионных колец и одного маслосъемного.

В качестве привода газораспределительного механизма использовалась цепь. На каждом цилиндре установлено по два клапана, по системе SOHC. Распределительный вал, соответственно, один. Гидравлические компенсаторы конструкцией не предусмотрены, поэтому владельцам автомобилей с таким мотором приходится регулировать тепловые зазоры клапанов вручную. Производители рекомендуют менять цепь каждые 80 тысяч километров пробега, чтобы избежать загиба клапанов в случае её растяжения.

В качестве системы питания в первоначальных версиях использовался карбюратор Солекс. В последующих версиях начали устанавливать инжектор с контроллером Бош МП 7.0. Благодаря установке инжектора удалось достичь незначительного увеличения мощности силового агрегата, а также достичь показателей выбросов, соответствующих стандартам Euro 2, а потом уже и нормам Euro 3.

Система зажигания была выполнена в бесконтактном исполнении. Производители рекомендуют применять свечи  А17ДВР или BP6ES(NGK). Смазка подавалась к трущимся элементам комбинированным образом, в зависимости от требований — или под давлением, или путем разбрызгивания.

При конструировании силового агрегата использовалась масса инновационных решений, что дало возможность не только получить большую мощность, но еще и положительно сказалось на приемистости мотора.

Преимущества

Двигатель ВАЗ 2130 карбюратор даже несмотря на то, что он собран на компонентах старых силовых агрегатов, получился достаточно хорошим. Большинство владельцев автомобилей с ним под капотом отмечают достаточно много положительных факторов:

  • Надежность. У производителей действительно получилось сделать достаточно хороший силовой агрегат. При нормальном обслуживании и грамотном подходе к эксплуатации он сможет проехать больше 200 тысяч километров без необходимости ремонта.
  • Простота обслуживания. В конструкции мотора отсутствуют сложные системы, поэтому его можно обслуживать без особых усилий. При необходимости любой владелец сможет произвести стандартное техническое обслуживания даже в гаражных условиях без дополнительных инструментов и специальных знаний.
  • Доступность запасных частей. Поскольку в конструкции силового агрегата использовалось достаточно большое количество элементов от уже производимых двигателей, то найти запасные части в случае их выхода из строя не составляет особых проблем.
  • Тяговитость. Двигатель получился достаточно удачным, поскольку его техническим характеристикам могли позавидовать многие силовые агрегаты того времени. Мотор обеспечивал оптимальную динамику разгона не только в городском цикле, но еще и в условиях сложного дорожного покрытия.

Проблемы

Несмотря на то, что двигатель ВАЗ 2130 1.8 карбюратор достаточно интересен в своем исполнении, от классических и распространенных проблем инженерам избавится не удалось. Основными проблемами, с которыми сталкиваются владельцы данного силового агрегата, являются следующие:

  • Мотор нередко может потреблять порядка 1 литра масла на 1000 километров проблема. Такая проблема возникает из-за того, что отечественные водители используют низкокачественные материалы. Это способствует залеганию колец и клапанов, что влечет за собой увеличение диаметров цилиндров.
  • Нередко двигатель может начать греться, поскольку качество изготовления термостатов низкое, и они могут часто выходить из строя. Стоит уделять внимание чистке радиатора и уровню охлаждающей жидкости. Стоит внимательно следить за этим, поскольку перегрев легко приводит к искривлению головки блока цилиндров.
  • Мотор может издавать лишние звуки во время работы, поскольку причин этому может быть более чем достаточно. Причинами громкой работы может являться детонация, неотрегулированные клапана или зажигания. Но с этой проблемой можно справится самостоятельно. Если это не помогает, то стоит обратиться в сервис, так как стучать могут шатунные подшипники или пальцы поршней.
  • Небольшой заявленный ресурс. Производители говорят о том, что двигатель сможет проехать не больше 80 тысяч километров. Но при правильном подходе и своевременном обслуживании без капитального ремонта можно будет проехать порядка 200 тысяч километров.

Техническое обслуживание

Чтобы двигатель ВАЗ 2130 1.8 проехал максимальное количество своего ресурса, необходимо за ним ухаживать. Масло необходимо менять каждые 15-20 тысяч километров вместе с фильтрующим элементом. Также не стоит забывать и о замене воздушного фильтра.

Поскольку гидравлические компенсаторы в конструкции не предусмотрены, то чтобы избежать проблем и лишнего шума нужно регулировать тепловые зазоры в клапанах. Это осуществляется путем подбора специализированных шайб в автосервисе.

Расход

Характеристики двигателя ВАЗ 2130 оказались довольно привлекательными для эксплуатации, также как и его потребление топлива. Во время передвижения по городу мотор потребляет около 16.5 литров бензина, а по трассе он ест около 9.7 литра. В смешанном цикле потребление на 100 километров составляет 12.1 литра бензина.

Куда устанавливался

Силовой агрегат разрабатывался специально для установки на тяжелые внедорожники, поэтому его можно отыскать только под капотом автомобиля Лада Нива Пикап. Но в последующем его начали устанавливать под капот экспортных вариантов Лада 2120 Надежда.

Ссылка на основную публикацию