Двигатель ВАЗ-21214

Перед тем, как выпустить отечественный внедорожник Нива, производители решили сделать для него специальный двигатель ВАЗ 21214. Это был силовой агрегат с 8 клапанами, который отличался от других решений того времени системой питания в виде инжектора.

Поскольку мотор разрабатывался инженерами специально для передвижения в сложных дорожных условиях, то перед ними стояла задача получить максимальный крутящий момент, при этом сохранить надежность всей конструкции. Судя по отзывам владельцев, у них действительно получилось это сделать.

Двигатель ВАЗ-21214

Технические характеристики

Объем двигателя, куб.см 1690
Максимальная мощность, л.с. 80 — 85
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 127 (13) / 3400
129 (13) / 4000
Используемое топливо Бензин АИ-95
Бензин АИ-92
Расход топлива, л/100 км 9.9 — 14.5
Тип двигателя Рядный, 4-цилиндровый
Доп. информация о двигателе распределенный впрыск топлива
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 80 (59) / 5000
80 (59) / 5200
80 (59) / 5400
81 (60) / 5000
83 (61) / 5000
85 (63) / 5000
Степень сжатия 9.3
Диаметр цилиндра, мм 82
Ход поршня, мм 80
Привод клапанов SOHC
Количество клапанов на цилиндр 2

Особенности

Инженеры АвтоВАЗа в 1994 году решили представить широкой общественности новую разработку мотора, специально рассчитанного для установки на отечественные внедорожники. Им оказался двигатель ВАЗ 21214 инжектор. За все время, пока производился силовой агрегат, он получил достаточно большое количество модернизаций.

Мотор спроектирован в рядной компоновке с четырьмя цилиндрами, а его рабочий объем равен 1.7 литра, что позволяет достичь максимальной мощности в 81 лошадиную силу. Но упор производители делали на крутящий момент, поэтому в своем пике он достигает 127 Нм.

В качестве основы для проектировки инженеры взяли уже устаревший двигатель ВАЗ-21213. Но в новой версии силового агрегата была установлена измененная система питания, а также проработан принцип очистки выхлопных газов и изменен газораспределительный механизм.

Блок двигателя ВАЗ 21214 изготавливался из чугуна с повышенной прочностью, и не предусматривал установки гильз. Небольшие изменения были сделаны в передней крышке двигателя, поскольку пришлось изменить конфигурацию ввиду крепления датчика положения коленчатого вала.

Головку блока цилиндров изготавливали из алюминия и устанавливали в неё один распределительный вал и 8 клапанов. Особенностью конструкции было то, что там разместили гидравлические компенсаторы. Это привело к тому, что полностью ушла необходимость регулировки тепловых зазоров клапанов.

Стоит обратить внимание на то, что в конструкции использовалась российская и канадская ГБЦ, поэтому они не взаимозаменяемы.

ШПГ в своем большинстве напоминает шатунно-поршневую группу предшественника, но у нее есть отличие, которое заключается в измененном количестве зубьев на шкиве коленчатого вала, а также на нем располагается демпфер. Это позволило значительно снизить нагрузки от крутильных колебаний, что привело к уменьшению шумности работы мотора.

Газораспределительный механизм приводился в движение однорядной цепью. Для того, чтобы достичь максимальной стабильности в работе гидравлического натяжителя цепи и гидрокомпенсаторов производители решили уменьшить количество зубов на звездочке привода масляного насоса. Такая доработка привела к увеличению производительности механизма.

Впускной коллектор вместе с топливной рампой полностью такие же, как и на моторе, который был взят за основу. Изменения присутствовали в выпускном коллекторе, который производители начали оснащать катализатором. Модуль зажигания разработчики решили заимствовать у мотора ВАЗ-2112. Корректность работы ДВС контролировалась электронным блоком управления BOSCH MP 7.9.7. Но в зависимости от того, в каком году производился мотор, а также какой была его модификация, на нем мог устанавливаться ЯНВАРЬ 7.2.

Если есть необходимость найти номер двигателя ВАЗ 21214 нужно обратить внимание на левую часть блока цилиндров. Там, над масляным фильтром и располагается маркировка, соответствующая номеру силового агрегата.

Преимущества

Инжекторный двигатель ВАЗ 21214 вполне справлялся со своими задачами, благодаря стараниям инженеров и разработчиков. Поэтому огромное количество владельцев автомобилей с этим мотором под капотом оставляли о нем положительные отзывы:

  • Хороший ресурс. При своевременном обслуживании, а также использовании качественного топлива силовой агрегат способен проехать порядка 200 тысяч километров без необходимости капитального ремонта. При этом абсолютно не имеет значение то, в каких условиях будет эксплуатироваться мотор.
  • Доступность запчастей. Поскольку огромное количество комплектующих взяты от уже используемых силовых агрегатов АвтоВАЗа, то они никогда не будут в дефиците. Многие говорят о том, что детали можно приобрести практически на каждом углу.
  • Простота обслуживания. Конструкция силового агрегата максимально простая, поэтому никаких дополнительных инструментов и особых знаний для того, чтобы как следует его обслужить не требуется. Замена масла и фильтрующих элементов производится за считанные минуты в гаражных условиях.
  • Заводится в любую погоду. Мотор проектировался специально для того, чтобы его эксплуатировали в суровых условиях, поэтому инженеры предусмотрели несколько вариантов исхода. Это позволило двигателю без проблем запускать как в сильный мороз, так и в жару.

Проблемы

Уже по сложившейся традиции для отечественных моторов, несмотря на то, что двигатель имеет достаточно большое количество преимуществ, он отличается и распространенными поломками. Владельцы силового агрегата нередко сталкиваются с распространенными проблемами:

  • Силовой агрегат отличается не только большим потреблением топлива, но еще и кушает достаточно много масла. С увеличением пробега масложор только начинает увеличиваться. Причина в этом только одна — образование нагара на стенках цилиндров и клапанах.
  • Температура двигателя ВАЗ 21214 во время работы может быть повышенной, даже без постоянных нагрузок. Виной этому является термостат, который постоянно заклинивает. Реже подобные трудности возникают из-за забитого радиатора или образования воздушных пробок, поскольку охлаждение двигателя ВАЗ 21214 не является не совершенной системой.
  • Большая шумность во время работы. Мотор может начать громко работать, а из-под капота появляются лязги. Причин этому достаточно большое количество, поскольку могут начать шуметь гидравлические компенсаторы, или это появляется из-за выработки на распределительном вале. Реже может понадобиться обращение в автосервис, поскольку могут шуметь коренные или шатунные подшипники.
  • Обороты двигателя ВАЗ 21214 могут начать плавать. Скорее всего, причиной этому становятся датчики двигателя ВАЗ 21214, на которые стоит обратить внимание. Для корректной работы их можно попробовать почистить, а если это не помогает, то заменить.

Модификации

Также производители модификацию — двигатель ВАЗ-21214-30, который мало чем отличался от стандартной версии. На этом моторе присутствовал гидравлический усилитель руля, а также мотор 21214-30 имел небольшую разницу в крутящем моменте и мощности. ДВС производили на заводе с 2008 по 2019 год специально для того, чтобы устанавливаться под капот автомобиля Лада Нива Пикап. Конструктивные отличия также были, поскольку на нем разместили сварной выпускной коллектор, изготовленный из стали.

Техническое обслуживание

Для того, чтобы силовой агрегат не подводил своих владельцев и служил максимально долго, новое масло в двигатель ВАЗ 21214 инжектор стоит заливать согласно регламенту. Согласно рекомендациям не только производителей, но и владельцев автомобилей с таким мотором, стоит делать это раз в 15 тысяч километров пробега.

Расход

Назвать этот силовой агрегат экономичным просто язык не поворачивается, поскольку во время движения по городу на 100 км пробега он потребляет 11.5 литров бензина АИ-92. При передвижении по трассе требуется 8.3 литра бензина. В смешанном режиме расход горючего на 100 километров пробега составляет 10.5 литров.

Куда устанавливался

Несмотря на то, что этот мотор разрабатывался только для внедорожников, его можно встретить также и под капотом ВАЗ 2111 и экспортного варианта Лада Надежда. Среди полноприводных моделей можно выделить различные версии Нивы: 4×4 2131, 4×4 2121, 4×4 Бронто, 4×4 Урбан, Легенд, Пикап, Бронто.

Ссылка на основную публикацию