Двигатель ВАЗ-21213

Одним из самых распространенных является двигатель ВАЗ 21213 1.7 л, который позволяет получить до 81 лошадиной силы максимальной мощности, а его крутящий момент составляет 132 Нм при 3200 оборотов в минуту. Его разработали еще в далеком 1994 году, но до сих пор применяют для установки в различных модификациях автомобилей семейства Волжского завода.

Поскольку он изначально разрабатывался для использования на внедорожниках, то перед инженерами и конструкторами встала непростая задача — сделать надежный и тяговитый мотор. Они полностью справились с этим заданием, после чего мотор начали устанавливать под капот достаточно большого количества автомобилей.

Мотор ВАЗ 21213

Технические характеристики

Объем двигателя, куб.см 1690
Максимальная мощность, л.с. 76 — 81
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 123 (13) / 3400
127 (13) / 3200
127 (13) / 3300
127 (13) / 3400
129 (13) / 3200
130 (13) / 3200
Используемое топливо Бензин АИ-95
Бензин АИ-92
Бензин АИ-80
Расход топлива, л/100 км 8.5 — 14
Тип двигателя Рядный, 4-цилиндровый
Доп. информация о двигателе Карбюратор
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 76 (56) / 5200
79 (58) / 5200
79 (58) / 5600
80 (59) / 5200
81 (60) / 5200
Степень сжатия 9.3
Диаметр цилиндра, мм 82
Ход поршня, мм 80
Количество клапанов на цилиндр 2

Особенности

1994 год ознаменовался для компании ВАЗ разработкой и внедрением совершенного нового мотора, который получил название двигатель ВАЗ 21213. Проектирование всех узлов и агрегатов проходило параллельно с тем, как создавался мотор для автомобиля ВАЗ-2107, но в приоритете были внедорожники, поэтому этот мотор начали делать в первую очередь.

Это классический рядный бензиновый двигатель с четырьмя цилиндрами без турбины. Его рабочий объем составляет 1.7 литра, что позволяет выдавать пиковую мощность в 81 лошадиную силу. Если его раскрутить до 3200 оборотов в минуту, то максимальный крутящий момент составляет 130 Нм.

Многие энтузиасты утверждают о том, что карбюраторный двигатель ВАЗ 21213 является просто версией мотора ВАЗ-2121, которой инженеры компании просто увеличили диаметр цилиндров. Но это вовсе не так, поскольку силовой агрегат являлся совершенно новой разработкой компании. Во время его создания применялось большое количество инновационных технологий, используемых в классических модификациях 2101-2106, а также дизельных моторах и линейке с передним приводом.

Традиционно блок двигателя ВАЗ 21213 изготавливали из чугуна и не устанавливали туда гильзы. Нижняя часть предусматривала пять опор коленвала. Вкладыши коренных подшипников изготовлены из сплава алюминия со сталью. Для блока можно было использовать два ремонтных размера, расточка предусматривала диаметры цилиндров в 82.4 и 82.8 миллиметра. Это позволило гарантировать то, что ремонтировать мотор капитально можно было дважды.

Для изготовления коленчатого вала использовали чугун с повышенной прочностью. Для того, чтобы снизить инерционные силы и уменьшить вибрацию мотора во время работы, использовалось 8 противовесов. Звездочка привода газораспределительного механизма устанавливалась на носке коленчатого вала, а также там устанавливается шкив помпы, гидроусилителя и генератора. Противоположная сторона являлась местом крепления маховика.

Для производства шатунов использовалась сталь. Вкладыши нижней головки также изготавливались из стали с алюминием, а верхней головки предусматривали собой втулку из стали и бронзы. Но во время сборки нужно обратить внимание на то, чтобы перекос крышки шатуна при сборке нельзя допускать, так как во вкладышах небольшой зазор, что может привлечь к плохой смазке подшипников. В верхнее головке имеется плавающий палец поршня.

Поршни изготавливались исключительно для этого мотора, и на них использовалось два компрессионных кольца, а одно предназначалось для съема масла. Основная камера сгорания находится в головке блока, а дополнительная располагается в днище поршня. Палец для поршня плавающий и его фиксация производится стопорными кольцами.

Головку блока цилиндров изготавливали из алюминия, и она была оригинальной. В конструкции ГБЦ предусматривался один распределительный вал и 8 клапанов. Тепловой зазор приходилось регулировать вручную, поскольку гидравлические компенсаторы конструкцию не предусматривает. Головка и блок соединяется с помощью одноразовой прокладки с армированным металлом.

Распределительный вал изготовлен из чугуна, и для его фиксации используются пять опор. Кулачки разрабатывались со специальной формой для того, чтобы обеспечить открытие впускных клапанов на более длительное время. Это было сделано для того, чтобы камера сгорания лучше наполнялась топливо-воздушной смесью, что повлекло за собой увеличение мощности силового агрегата.

Газораспределительный механизм имеет цепной привод. Для того, чтобы улучшить эксплуатационные характеристики производители использовали переработанную конструкцию натяжителя с удлиненным башмаком. Но стоит обратить внимание на то, что при растяжении цепи возникает контакт клапанов с поршнями, что ведет к загибу первых и разрушению вторых.

Номер двигателя ВАЗ 21213 располагается в привычном месте для классических силовых агрегатов от Волжского автомобильного завода.

Преимущества

Двигатель ВАЗ 21213 карбюратор не зря просто так стал одним из самых популярных силовых агрегатов в своей линейке, поскольку он обладал достаточно большим количеством преимуществ. Владельцы машин с таким мотором отмечают достаточно большое количество положительных качеств, но основных можно выделить лишь небольшое количество:

  • Карбюратор не имеет основных проблем, характерных для классической линейки, поскольку необходимость частой регулировки отсутствует. Также стоит отметить, что расход топлива при правильной настройке практически соответствует нормальному расходу двигателя ВАЗ 21213 инжектор.
  • Характеристики мотора были значительно улучшены. Мощность и крутящий момент были значительно увеличены в сравнении с предшественниками, а также мотор получил большую приемистость и оборотистость.
  • Шатунно-поршневая группа имеет несколько ремонтных размеров, поэтому капитальный ремонт мотора можно выполнять два раза без необходимости приобретать новый блок.

Проблемы

Несмотря на то, что силовой агрегат получил достаточно большую популярность, и владельцы автомобилей с таким мотором под капотом оставляют о нем исключительно положительные отзывы, без характерных поломок и недостатков в конструкции не обошлось:

  • Двигатель ВАЗ 21213 1.7 л карбюратор отличается потреблением масла. Но это вызвано тем, что владельцы отечественных автомобилей постоянно стараются сэкономить на смазочных материалах. Это влечет за собой ускоренное образование нагара не только на клапанах, но еще и на стенках цилиндров. Как результат — расход масла на тысячу километров составляет порядка 1 литра.
  • Двигатель может начать троить. Эта разработка вообще очень склонна к вибрациям ввиду плохой балансировки, но очень сильная тряска начинается в случае пробоя прокладки головки блока цилиндров или тогда, когда прогорел один из клапанов. Такая же проблема может возникнуть в случае, если возникают проблемы в регулировке клапанов.
  • У многих владельцев может возникнуть проблема с перегревом. Виной этому может стать несколько причин, среди которых чаще всего встречается неисправный термостат. Также на повышенную рабочую температуру может повлиять и забившийся радиатор или воздушные пробки в системе охлаждения. Стоит внимательно следить за температурой, иначе может повести ГБЦ.
  • Двигатель может работать очень громко, и виной этому становится или успокоитель и натяжитель цепи газораспределительного механизма, либо же подшипник привода помпы. Также не стоит забывать о необходимости постоянной регулировки тепловых зазоров клапанов, поскольку из-за этого тоже может возникнуть посторонний шум.
  • Из-под капота может начать доносится металлический звук, который соответствует критическому износу поршневой группы. В таком случае стоит как можно быстрее обратиться на станцию технического обслуживания.

Производители заявили о том, что ресурс двигателя составляет 80 тысяч километров. Но не стоит пугаться таких показателей, поскольку при нормальном обслуживании и эксплуатации он может нормально работать порядка 150 тысяч километров без возникновения серьезных проблем.

Техническое обслуживание

Учитывая тот факт, что конструкция мотора достаточно простая, то его обслуживание сводится к классическим мероприятия, как и ремонт двигателя ВАЗ 21213. В большинстве случаев достаточно соблюдать только несложные регламенты, и силовой агрегат прослужит долго:

  • Масло двигателя ВАЗ 21213 нужно проверять каждые 500 километров, и если уровень меньше минимума, то его стоит долить. Производителями допускается расход в 0.7 литров на 1000 километров пробега. Рекомендуется выбирать вид смазки в зависимости от погодных условий среди 15W-40, 5W-40, 10W—40 и 5W30. В картер двигателя входит 3.75 литра масла, но поскольку его часть остается в моторе, то для замены стоит использовать 3.5 литра.
  • Если вы только приобрели мотор, то стоит менять масло каждые 2-3 тысячи километров.
  • После прохождения 10 тысяч километров рекомендуется заменить моторное масло вместе с фильтром, а также уделить внимание регулировке тепловых зазоров клапанов.
  • Система смазки силового агрегата подлежит обязательной промывке после 30 тысяч километров пробега.

Расход

Во время передвижения по трассе стоит рассчитывать на то, что мотор будет расходовать на 100 километров порядка 8.3 литра. Если передвигаться в городском цикле, то придется потратить 11.5 литров бензина. В смешанном режиме расход составляет 10.5 литров на 100 км.

Куда устанавливался

Поскольку двигатель был очень удачным, то его устанавливали под капот достаточно большого количества автомобилей, среди которых: ВАЗ-2129, 4х4 Нива 2121, 4х4 Бронто и Нива Пикап. Также мотор использовался для установки под капот моделей Лада Надежда, Лада 21213 и Лада 21313. Среди экспортных автомобилей можно отметить Лада 21214, 21044 и 21074.

Ссылка на основную публикацию