Двигатель ВАЗ-2121

Когда производители начали проектировать свой знаменитый внедорожник Нива, то они в качестве основы использовали автомобиль ВАЗ-2106. Такое же решение было использовано для того, чтобы сделать двигатель ВАЗ 2121, поскольку в его основе лежал «шестерошный» двигатель.

Во время разработки производителям пришлось приложить немало усилий, поскольку мотор требовался достаточно мощный для того, чтобы без особых проблем привести в движение тяжелый внедорожник. Инженеры постарались и сделали мотор, который на то время был самым мощным во всей линейке ВАЗ.

Двигатель ВАЗ-2121

Технические характеристики

Объем двигателя, куб.см 1580
Максимальная мощность, л.с. 80
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 116 (12) / 3400
Используемое топливо Бензин АИ-92
Расход топлива, л/100 км 10
Тип двигателя Рядный, 4-цилиндровый
Доп. информация о двигателе Карбюратор
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 80 (59) / 5400
Количество клапанов на цилиндр 2

Особенности

1976 год ознаменовался тем, что произвели силовой агрегат, предназначенный для установки под капот двигатель ВАЗ 2121 Нива. На момент своего появления производители сделали самый мощный мотор во всей линейке выпускаемых, и производили его вплоть до 1993 года. Уже по привычной схеме это был рядный мотор на четыре цилиндра с рабочим объемом в 1.6 литра. Это позволяло обеспечить максимальную мощность в 80 лошадиных сил и крутящий момент в 114 Нм.

В глобальной сети присутствует довольно большое количество противоречивой информации о мощности двигателя. Это вызвано тем, что большинство редакторов полностью отождествляют его с мотором ВАЗ-2106. Но на самом деле так делать не правильно.

Да, между этими силовыми агрегатами можно найти достаточно много сходств. Если присмотреться внимательно, то можно заметить, что конструкция масляного поддона картера и маслоприемника изменена. Это пришлось сделать для того, чтобы установить редуктор. Масляный щуп также пришлось увеличить в размерах.

Также есть и другие изменения в виде установки увеличенного радиатора из меди, а также применение прилив для крышки генератора для того, чтобы в ней размещался патрубок воздухозабора. Электрический вентилятор в конструкции системы охлаждения отсутствовал, поскольку производители решили заменить его крыльчаткой принудительного обдува.

Для изготовления блока цилиндров использовался чугун повышенной прочности, и в нем нет гильз. Высота блока от верхней плоскости до оси коленчатого вала составляет 215.9 миллиметров. Коленвал тоже изготавливался из такого же материала, а фиксировали его на пяти опорах. Вкладыши изготавливались из сплава стали с алюминием.

Поршни сделаны в стандартном исполнении с двумя верхними компрессионными кольцами и одним нижним — маслосъемным, из алюминия. Головка блока цилиндров сделана из алюминия, и в ней установлен один распределительный вал с 8 клапанами. В тело головки блока цилиндров запрессованы направляющие клапана и седла.

Распределительный вал один, крепится на пяти опорах и изготавливается из чугуна. Клапана сделаны из стали. Конструкция ДВС, как обычно, не имеет в себе гидравлических компенсаторов, поэтому владельцам нужно регулировать тепловые зазоры клапанов самостоятельно.

Газораспределительный механизм приводится в движение с помощью цепи. Помимо этого с помощью цепи работают масляный и топливный насосы. Рекомендуется проверять уровень натяга цепи каждые 10 тысяч километров пробега. Система смазки имеет комбинированный тип. Трущиеся поверхности смазываются путем расбрызгивания масла или под давлением.

В системе питания применяется карбюратор, имеется топливный насос и воздушный фильтр вместе с соединительной арматурой. Система зажигания также сделана по классике, поскольку там установлен датчик-распределитель, катушка и свечи зажигания вместе с соединительными проводами.

Если присмотреться, то мотор действительно напоминает своего собрата очень сильно. Также в нем расположен и номер двигателя ВАЗ 2121, который находится на блоке цилиндров с левой части. Он располагается прямо над масляным фильтром.

Преимущества

Конструкция мотора имела в своей основе достаточно надежный и проверенный силовой агрегат, поэтому большая часть положительных качеств перешла к наследнику. Большинство владельцев автомобилей с такими моторами отмечают, что он отличается такими преимуществами:

  • Ремонт двигателя ВАЗ 2121 можно осуществить без особых проблем в гаражных условиях, при этом вам не придется иметь какие-либо специализированные инструменты или знания. Это вызвано тем, что конструкция силового агрегата максимально простая.
  • Производители заявляют о ресурсе силового агрегата в 125 тысяч километров пробега. Но при своевременном обслуживании и использовании горюче-смазочных материалов нормального качества можно достичь максимального пробега более 200 тысяч.
  • В конструкции двигателя используется один распределительный вал, поэтому в случае если цепь растянется или оборвется, то контакт поршней с клапанами исключен, поэтому стоит с полной уверенностью говорить о том, что мотор не будет требовать непредвиденного ремонта.

Проблемы

Но несмотря на наличие достаточно большого количества преимуществ, не стоит забывать о том, что этот силовой агрегат разрабатывался отечественными инженерами на основе старого мотора. Это привело к тому, что для него характерны стандартные поломки:

  • Охлаждение двигателя ВАЗ 2121 оставляет желать лучшего, поэтому стоит следить за засорением радиатора и периодически его чистить. Также двигатель может перегреваться из-за того, что из строя выходит термостат или помпа.
  • Мотор может начать глохнуть сам по себе, поскольку нередко забиваются жиклеры карбюратора. Но если их почистить и это не помогает, то стоит обратить внимание на систему зажигания, которая может выйти из строя.
  • Нередко мотор может начать троить. Причиной работы на трех цилиндрах может стать использование плохого топлива, пробой прокладки головки блока цилиндров, прогар клапанов или же порванные подушки двигателя. Это также может повлечь за собой вибрацию во время работы на холостых оборотах.
  • Повышенное потребление масла также нередко вызывает вопросы у владельцев этого мотора. Во время использования низкокачественных ГСМ, стенки камеры сгорания и клапана может покрыть нагар, а вслед за этим закоксовываются и залегают клапана. Как результат — потребление более 1 литра смазывающей жидкости на 1000 километров.
  • Также для мотора есть и характерные мелкие неисправности в виде ускоренной выработки распределительного вала и детонации из-за использования плохого топлива. Помимо этого во время работы могут наблюдаться стуки шатунных подшипников или поршневых пальцев.

Техническое обслуживание

Для того, чтобы гарантировать получение оптимального ресурса, необходимо своевременно обслуживать автомобиль. Прежде всего, стоит заливать новое масло в двигатель ВАЗ 2121 после прохождения 10-15 тысяч километров. Вместе со смазывающей жидкостью необходимо также менять и фильтрующий элемент.

Поскольку гидравлических компенсаторов нет, то нужно регулировать тепловые зазоры клапанов самостоятельно. Данная процедура осуществляется после 20-30 тысяч километров пробега путем подбора шайб. Помимо этого, производители рекомендуют проверять натяжку цепи каждые 10 тысяч километров.

Расход

Сказать о том, что карбюраторный двигатель ВАЗ 2121 отличается экономичностью просто невозможно. Во время движения в городском режиме мотор потребляет 13.4 литра бензина на 100 км. ДВС по трассе ест около 7.8 литров топлива на 100 километров. В смешанном цикле стоит рассчитывать на 10 литров топлива.

Куда устанавливался

Поскольку двигатель ВАЗ 2121 карбюратор разрабатывался для того, чтобы приводить в движение тяжелый внедорожник, то его можно отыскать исключительно под капотом Лада 4х4 2121 Нива. В других моделях с завода он не применялся.

Ссылка на основную публикацию