Двигатель ВАЗ-21124

Пришло время, когда довольно известный и популярный двигатель ВАЗ-21120 уже заметно устарел по своей конструкции, и не соответствовал экологическим нормам. Тогда отечественным инженерам пришлось разрабатывать новый, более современный двигатель ВАЗ 21124, имеющий определенного рода отличительные черты и достаточно много преимуществ.

Им это удалось благодаря тому, что они увеличили рабочий объем силового агрегата, внеся в его конструкцию определенные изменения. Но на увеличении мощности это никак не сказалось, так как тогда уже ужесточились нормы выбросов и пришлось устанавливать катализатор.

Двигатель ВАЗ-21124

Технические характеристики

Объем двигателя, куб.см 1599
Максимальная мощность, л.с. 89
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 131 (13) / 3700
133 (14) / 3700
Используемое топливо Бензин АИ-95
Бензин АИ-92
Расход топлива, л/100 км 7.5
Тип двигателя Рядный, 4-цилиндровый
Доп. информация о двигателе распределенный впрыск топлива
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 89 (65) / 5000
Степень сжатия 10.3
Диаметр цилиндра, мм 82
Ход поршня, мм 75.6
Привод клапанов DOHC
Количество клапанов на цилиндр 4

Особенности

Инженеры АвтоВАЗа получили очередную задачу, предусматривающую проектирование силового агрегата, который мог бы обеспечить улучшенные параметры при условии, что будут сохранены размеры его предшественника. В результате на свет появился новый образец двигатель ВАЗ 21124 16 клапанов. Это и есть тот самый, легендарный «124 мотор», который начали выпускать в средине 2004 года и перестали только в 2013.

Характеристики двигателя ВАЗ 21124 были действительно впечатляющими, поскольку он являл собой уже привычную конструкцию из четырех цилиндров, расположенных в ряд, обеспечивающих объем в 1.6 литра. Мощность в своем пике достигала 89 лошадиных сил, а крутящий момент остановился на отметке в 133 Нм.

Самым заметным и главным отличием от его предшественника было увеличение рабочего объема. Предполагалось, что это положительно повлияет на мощность, увеличив её, но предположение оказалось ошибочным. Максимальная мощность новой модификации даже немного снизилась.

Но путем использования ряда инновационных решений ДВС получил достаточно большое количество положительных факторов. Самое интересное — клапана в случае обрыва ремня привода ГРМ больше не гнет, так в системе появился катализатор выпускного зажигания, а катушки зажигания стали индивидуальными.

Блок двигателя ВАЗ 21124 уже по сложившейся традиции от производителей отливали из чугуна. В сравнении со своим предшественником он получил большую высоту. Такое решение дало возможность увеличить ход поршня на 4.6 миллиметра. Ну и как следствие, рабочий объем также увеличился.

Головка блока цилиндров осталась такой же, как и на других версиях серии моторов, и изготавливалась из алюминия. В конструкции головки предусмотрено два распределительных вала и 16 клапанов, которые оснащаются гидравлическими компенсаторами. Владельцы этого мотора навсегда забыли о необходимости ручной регулировки клапанов.

Благодаря определенным изменениям, внесенным в конструкцию блока цилиндров и головки, конструкторам удалось довести степень сжатия до 10.3 к 1. Это решение дало возможность применять для корректной работы силового агрегата бензин АИ-92.

Впускной коллектор начали изготавливать из пластмассы и его объединили вместе с ресивером. Впервые за всю историю ВАЗа, выпускной коллектор стал комплектоваться катализатором. Данное нововведение позволило поднять нормы выброса вредных веществ в атмосферу до требований стандарта Euro 4.

Применялись стандартный поршни, только в них была применена дополнительная цековка днища. Конструкция предусматривала три кольца — два компрессионных и одно маслосъемное. Для того, чтобы днища поршней лучше охлаждались конструкторы установили специальные масляные форсунки.

В системе питания также сделали несколько изменений, поскольку производители решили обновить конструкцию топливной рампы, а также удалить сливную линию. Помимо этого бензонасос начали оснащать перепускным клапаном, направленным на сброс давления.

Высоковольтных проводов в системе зажигания больше нет. Этого удалось достичь благодаря тому, что катушки устанавливались непосредственно на свечи и дополнительно фиксировались в крышке клапанов. Для того, чтобы гасить вибрации от колебаний на коленвале был установлен многофункциональный демпфер.

Увеличить мощность мотора путем увеличения его рабочего объема не получилось, поскольку производителям пришлось устанавливать катализатор. Но на некоторых модификациях силового агрегата это дало свои плоды в виде получения соответствия нормам выброса Euro 5.

Номер двигателя ВАЗ 21124 находится на торце блока, со стороны четвертого цилиндра, слева по ходу машины над разъемом картера коробки.

Преимущества

Двигатель ВАЗ 21124 1.6 16v получился действительно очень хорошим, благодаря чему о нем говорят и его любят даже спустя несколько лет после остановки производства. В основном владельцы автомобилей, которые приводятся в движение таким силовым агрегатом, отмечают следующие положительные качества:

  • Ресурс. Многие владельцы говорят о том, что если за мотором правильно следить и использовать его соответственным образом, то можно проехать и больше 300 тысяч километров без серьезных проблем в виде необходимости капитального ремонта.
  • Производители наконец-то сделали 16-ти клапанный мотор, который не гнет клапана. Этот силовой агрегат оснащался поршнями с дополнительной цековкой, поэтому когда ремень ГРМ обрывало, то клапана не контактировали с поршнями.
  • Гидрокомпенсаторы. Такое простое решение привело к тому, что владельцам больше не нужно обращаться в сервис для того, чтобы подобрать подходящие регулировочные шайбы и настроить тепловые зазоры клапанов в соответствии с регламентом.
  • Все детали получили достаточно большой запас прочности. Это привело к тому, что без особых проблем с применением уже известных решений путем тюнинга можно получить мощность в 130-150 лошадиных сил, при этом никак не пострадает ресурс.
  • Высокая ремонтопригодность. Множество владельцев автомобилей с таким мотором под капотом говорят о том, что отремонтировать его не составляет особого труда, а достать запасные части очень просто, при этом их стоимость копеечная.

Проблемы

Но несмотря на все положительные качества, по традиции отечественных инженеров не обошлось и без распространенных поломок. Но большинство из них уже давно изучены владельцами, поэтому для устранения не придется тратить много сил, времени и денег:

  • Обороты двигателя ВАЗ 21124 могут начать плавать в режиме работы на холостом ходу. Как правило, такая проблема решается элементарной чисткой дроссельной заслонки. Но если это не помогает, то стоит обратить внимание на датчики двигателя ВАЗ 21124. Может начать глючить датчик массового расхода воздуха, ДПК, ДПДЗ или же регулятор холостого хода.
  • Бывает и такое, что двигатель ВАЗ 21124 троит. Чаще всего причиной такой проблемы являются форсунки, которые просто забились от применения низкокачественного бензина. Реже могут выйти из строя катушки зажигания или свечи. Прогар клапана также может вызвать подобную неисправность, но это встречается крайне редко.
  • В моторе могут появится различного рода стуки, который в большинстве случаев издают износившиеся гидравлические компенсаторы. Также причиной может стать то, что ремень привода газораспределительного механизма растянулся.
  • Если мотор начинает стучать и троить, то стоит обратить внимание на давление двигателя ВАЗ 21124, поскольку это является первым признаком необходимости капитального ремонта ДВС. Как правило, из-за пробега или плохого масла просто изнашивается ШПГ.

Техническое обслуживание

Масло двигателя ВАЗ 21124 рекомендуется менять раз в 15-20 тысяч километров пробега для того, чтобы гарантировать максимальный ресурс. Для этой процедуры потребуется порядка 3.2 литров смазывающей жидкости (всего в моторе её 3.5 литра) 5W-30 или 5W-40. Также не забудьте установить новый масляный фильтр.

Свечи и воздушный фильтр рекомендуется менять каждые 30 тысяч километров. Это позволит гарантировать нормальную работу системы зажигания и подачи топлива. Раз в 45 тысяч километров необходима замена ремня привода газораспределительного механизма. Регулировать тепловые зазоры в клапанах не нужно, так как в конструкции есть гидравлические компенсаторы.

Расход

16 клапанный двигатель ВАЗ 21124 во время передвижения по городу расходует около 8.7 литров бензина. Если вы передвигаетесь по трассе с постоянной скоростью, то стоит рассчитывать на потребление около 5.2 литра. В смешанном цикле мотор потребляет в среднем 7.2 литра бензина на 100 км.

Куда устанавливался

Поскольку двигатель ВАЗ 21124 1.6 16 клапанов получился удачным, то его устанавливали под капот огромного количества автомобилей. Его можно отыскать в таких моделях, как ВАЗ 2110, 2111, 2112, 2113 и 2114.

Ссылка на основную публикацию