Двигатель ВАЗ-21120

В начале 90-х годов отечественная автомобильная промышленность переживала не лучшие времена. Поэтому руководство АвтоВАЗа решило поставить перед инженерами задачу в проектировке нового силового агрегата, который смог бы конкурировать с остальными производителями, и тогда они сделали двигатель ВАЗ 21120.

На то время это был действительно современный мотор, имеющий 16 клапанов. Его создавали с такими техническими характеристиками, чтобы ДВС смог обеспечить конкуренцию иностранным двигателям этого же класса. Для достижения таких показателей, конструкторам пришлось установить инжектор и два распредвала.

Двигатель ВАЗ-21120

Технические характеристики

Объем двигателя, куб.см 1499
Максимальная мощность, л.с. 89 — 93
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 128 (13) / 3700
130 (13) / 3300
130 (13) / 3600
130 (13) / 3700
133 (14) / 3700
Используемое топливо Бензин АИ-95
Расход топлива, л/100 км 7.8 — 8.1
Тип двигателя Рядный, 4-цилиндровый
Доп. информация о двигателе распределенный впрыск топлива
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 89 (65) / 5600
90 (66) / 5600
91 (67) / 5000
91 (67) / 5600
92 (68) / 5600
93 (68) / 5000
Количество клапанов на цилиндр 4

Особенности

Выпуск данного силового агрегата производился относительно недолго — с 1992 по 1994 год. Конструкция мало чем отличалась от привычных двигателей для ВАЗа, поскольку это был бензиновый рядный атмосферник с 4 цилиндрами. Рабочий объем 1.5 литра позволил получить мощность двигателя ВАЗ 21120 в 93 лошадиных силы, при этом крутящий момент двигателя ВАЗ 21120 составлял 133 Нм.

С одного литра производителям удалось снять на 8 лошадиных сил меньше, в сравнении с японскими и европейскими однотипными моторами, в которых мощность на литр составляла порядка 62 лошадиных сил. Поэтому характеристика двигателя ВАЗ 21120 была достаточно интересной в сравнении с другими конкурентами.

В устройстве ДВС нет практически никаких изменений в сравнении с ВАЗ-2112. Производители использовали такой же блок цилиндров из чугуна, а головка блока цилиндров изготавливалась из алюминия. В головку поместили два распределительных вала и 16 клапанов по системе DOHC. Конструкция не предусматривала установку регулятора фаз газораспределения. В моторе установлены гидравлические компенсаторы, поэтому регулировать клапана вручную нет необходимости.

Впускной коллектор изготавливался из алюминия, и он с конструктивной точки зрения состоит из двух частей, а также рессивера. Для соединения элементов между собой производители использовали резиновые гофры.

Поршни были стандартными. Несмотря на то, что их внешний вид напоминает те, что не гнут клапана, к сожалению, это не является правдой. В них есть цековка, вот только её глубина рассчитывалась исключительно под обычную работу клапанного механизма. Если оборвет ремень привода газораспределительного механизма, то загиб клапанов после встречи с поршнями просто неизбежен.

Есть одно достаточно простое решение, которое владельцы автомобилей с таким двигателем под капотом придумали в ходе эксплуатации. Можно просто заменить поршни, взяв их от двигателя ВАЗ-21124, но не стоит забывать о том, что такое решение приведет к снижению мощности. Зато можно будет не боятся обрыва ремня.

Система зажигания работает с помощью специального модуля. Колодцы для свечей используются вставные. Номер двигателя ВАЗ 21120 найти не очень сложно, поскольку он размещается на плоской поверхности возле термостата, только придется открутить воздушный фильтр для лучшего доступа.

Преимущества

В двигатель ВАЗ 21120 16 клапанов производители внесли достаточно большое количество доработок, что способствовало его повышенной надежности. Нередко владельцы лестно отзываются в сторону этого силового агрегата благодаря следующим достоинствам:

  • Если вовремя менять масло и следить за ремнем привода ГРМ, то вы сможете на протяжении длительного времени эксплуатировать данный силовой агрегат без необходимости капитального ремонта. В сети есть отзывы о том, что этот ДВС проходил порядка 400 тысяч километров без особых нареканий.
  • Достаточно хорошая динамика. Поскольку мощность силового агрегата составляла без малого 100 лошадей, то его было комфортно эксплуатировать не только в городских условиях, но и без особых трудностей перемещаться по трассе.
  • Ремонтопригодность. Конструкция двигателя схожа с остальными отечественными разработками — она максимально простая. Это приводит к тому, что мотор очень легко можно отремонтировать, даже не имея никаких особых навыков при этом.
  • Взаимозаменяемость запасных частей. Всем известно, что конструкторы ВАЗа просто используют хорошие детали от предшественников, комбинируя их с новыми технологиями, поэтому в случае выхода из строя той или иной системы, отыскать детали не составляет труда.

Проблемы

Но несмотря на то, что двигатель ВАЗ 21120 1.5 16 клапанов был достаточно удачным, назвать его беспроблемным никто не может. В нем по-прежнему сохранилось достаточно большое количество проблемных узлов, вызывающих негодование у владельцев. Среди них можно отметить следующие проблемы:

  • Мотор просто может начать троить, и тогда следует обратить внимание на модуль зажигания и высоковольтные провода. Если это не помогло, то стоит обратить внимание на замер компрессии, поскольку есть вариант прогара клапанов.
  • Можно заметить, что во время работы на холостом ходу начинают плавать обороты. Тогда стоит обратить внимание на один из датчиков. Как правило самыми проблемными являются датчик холостого хода, массового расхода воздуха, положения дроссельной заслонки и коленвала.
  • Отечественные производители никогда не отличались использованием высококачественных деталей, поэтому с системой охлаждения могут возникнуть определенные трудности. Как правило, повышенная температура работы возникает из-за неисправного термостата или заклинившего вентилятора. Также могут образоваться трещины на патрубках.
  • Во время работы двигатель может начать немного стучать, и стоит сразу обратить внимание на гидравлические компенсаторы. Но может так просто не обойтись, поскольку могут стучать поршни, шатунные или коренные подшипники.
  • Также не меньшей проблемой является и строение ГРМ. В случае обрыва ремня практически всегда поршни сталкиваются с клапанами, поэтому стоит уделять внимание состоянию этого элемента. Также можно попробовать просто заменить эти поршни на безвтыковые.

Расход

В городском цикле движения этот двигатель имеет заявленный расход в 8.1 литра на 100 километров, но никакой подтверждающей информации от владельцев, сколько он составляет на самом деле, нет. Производители также заявляют о том, что по трассе двигатель потребляет около 7 литров.

Куда устанавливался

Несмотря на то, что мотор был довольно удачным, его производили всего пару лет, поэтому широкого распространения он не получил. Силовой агрегат можно отыскать под капотом таких автомобилей как ВАЗ 2110 и его вариации в другом кузове 2112.

Ссылка на основную публикацию