Двигатель ВАЗ-21081

Перед специалистами Волжского автомобильного завода была задача — сделать силовой агрегат для установки под капот автомобилей, направленных на экспорт. Тогда миру был представлен двигатель ВАЗ 21081, который являлся дефорсированной модификацией стандартного силового агрегата ВАЗ-2108.

Основным отличием от стандартного мотора являлось то, что модификация получила уменьшенный диаметр цилиндров. Это привело также и к снижению мощности. Такое решение было вполне оправданным, поскольку заграничные клиенты предпочитали размеренное и тихое движение.

Двигатель ВАЗ-21081

Технические характеристики

Объем двигателя, куб.см 1100
Максимальная мощность, л.с. 54
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 78 (8) / 4000
79 (8) / 3600
Используемое топливо Бензин АИ-95
Бензин АИ-92
Расход топлива, л/100 км 5.6 — 8.2
Тип двигателя Рядный, 4-цилиндровый
Доп. информация о двигателе Карбюратор
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 54 (40) / 5600
Диаметр цилиндра, мм 76 — 82
Ход поршня, мм 60.6 — 71
Количество клапанов на цилиндр 2

Особенности

Ни для кого не является секретом, что большая часть европейских стран отличается понижением налогов для владельцев автомобилей с небольшим объемом двигателя. Это привело к тому, что инженеры АвтоВАЗа получили задание спроектировать и внедрить в производство малолитражный силовой агрегат. Им оказалась модификация ВАЗ-21081.

Но это было не единственной причиной для создания такого двигателя. Дело в том, что расчетливые иностранцы с радостью занимались покупкой автомобилей с двигателями пониженной мощности специально для тех, кто только начинал управлять транспортным средством.

1984 год ознаменовался тем, что этот мотор впервые был установлен под капот ВАЗ 2108. Производить силовой агрегат продолжали вплоть до 1996 года. Характеристики двигателя ВАЗ 21081 предусматривали рядный силовой агрегат с четырьмя цилиндрами без турбины с рабочим объемом в 1.1 литра. Максимальная мощность мотора составляла 54 лошадиных силы, а его крутящий момент был равен 79 Нм.

Блок цилиндров отливался из чугуна и не предусматривал установку гильз. От своей базовой модели основное отличие заключалось в том, что его высота была меньше на 5.6 миллиметра.

Коленчатый вал также разрабатывался исключительно для этой модели. Между осями коренных и шатунных шеек производителям пришлось уменьшить зазор на 5.2 миллиметра. Помимо этого отличия также заключались и в расположении отверстий для смазки. Если сравнивать эту модификацию со стандартным мотором, то они смещены в противоположные стороны.

Головка блока цилиндров полностью идентична, поэтому её можно устанавливать как на мотор с объемом 1.1 так и в 1.3 литра. Единственным отличием является наличие дополнительного отверстия, предназначенного для крепления шпильки натяжного ролика ремня привода газораспределительного механизма.

Распределительный вал также отличается конструкцией, поскольку уменьшение высоты блока цилиндров предусматривает изменение фаз газораспределения в сравнении со стандартным мотором. Для того, чтобы справится с этой задачей пришлось расположить кулачки немного по-другому.

Карбюратор также был немного доработан, поскольку пришлось изменить диаметры жиклеров для подачи топлива. В системе выпуска отработанных газов изменений не наблюдается, только поменялся выпускной коллектор.

Трамблер также теперь имеет новые характеристики вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания, так как пришлось изменить начальный угол опережения зажигания. Остальные узлы и детали остались такие же, как и на основной модели.

В целом силовой агрегат полностью соответствовал задумке инженеров по заданным параметрам, и получился достаточно удачным, невзирая на минимальную мощность и достаточно низкий крутящий момент. Но эти недостатки практически никак не сказались на российских автолюбителях, поскольку у нас такой двигатель найти очень сложно, так как в основном он шел не экспорт.

Преимущества

Поскольку силовой агрегат мало чем отличался от мотора, положенного в его основу, то и большинство преимуществ остались практически идентичными. Дополнением стало только то, что повлекло за собой уменьшение мощности и рабочего объема:

  • Поскольку двигатель имел меньший рабочий объем, то и потребление топлива значительно снизилось. Это позволило всем владельцам автомобилей с таким силовым агрегатом под капотом экономить денежные средства без лишних проблем.
  • Большой ресурс. При правильном обслуживании и соответствующей эксплуатации двигатель сможет проехать более 150 тысяч километров без необходимости капитального ремонта. Но если почитать отзывы, то можно вовсе прийти к выводу, что некоторым удавалось достичь пробега свыше 250 тысяч.
  • Ремонтировать такой силовой агрегат максимально просто, поскольку сложных конструктивных приемов в нем не использовалось. Это дает возможность отремонтировать практически любую поломку без наличия специализированного оборудования или специальных навыков.
  • Силовой агрегат получился с минимальными размерами, поэтому его установка в автомобили предусматривала оптимальную развесовку. Это дает возможность достичь отличного поведения в дорожных условиях.
  • Запасные части можно приобрести практически везде. Тиражности этого двигателя можно только позавидовать, поэтому на данный момент для него можно приобрести все необходимые детали. При этом стоимость деталей сравнительно низкая.

Проблемы

Но технические характеристики двигателя ВАЗ 21081 также предусматривали и достаточно большое количество проблем и распространенных поломок. Но поскольку мотор производится довольно давно, то об этих недостатках знает большинство автовладельцев, как и о способах их устранения:

  • Мотор может начать троить. Причиной такой неисправности служит выход из строя компонентов системы зажигания. Сначала стоит посмотреть на крышку трамблера, а если в ней нет заметных дефектов, то помогает замена высоковольтных проводов и свечей.
  • Нередко владельцы автомобилей сталкивают с нестабильной работой в виде плавания оборотов. Тут сразу же стоит обратить внимание на карбюратор. Это классическая проблема, поэтому большинство владельцев таких двигателей уже научились самостоятельно чистить и ремонтировать злополучный карбюратор Солекс.
  • Также есть и другие распространенные поломки, на который не стоит сильно заострять внимание. Мотор может начать детонировать, поскольку он очень склонен к реакции на топливо плохого качества. Тепловые зазоры в клапанах придется часто регулировать, иначе клапана могут начать громко стучать. Клапанная крышка является одной из причин течи масла. Мотор также может перегреться в случае выхода из строя термостата.

Расход

Поскольку инженеры уменьшили объем силового агрегата, то и расход топлива уменьшился. Во время движения по трассе с постоянной скоростью можно рассчитывать на потребление топлива в 5.7 литра на 100 километров. Если езда происходит в городском цикле, то на 100 километров пробега придется потратить порядка 8.2 литра топлива.

Куда устанавливался

Силовой агрегат разрабатывался для установки исключительно в экспортные модели переднеприводного семейства автомобилей. Поэтому мотор можно найти под капотом ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109. Намного реже производители устанавливали его в автомобили ВАЗ 21099.

Ссылка на основную публикацию