Двигатель ВАЗ-2108

После того, как Волжским автомобильным заводом началась разработка переднеприводной линейки автомобилей возникла проблема, поскольку ни один силовой агрегат из существующих не подходил для установки. И тогда перед инженерным отделом поставили задачу разработать мотор с достаточно небольшими габаритами и массой, который будет обеспечивать приличные показатели мощности и крутящего момента.

Спустя некоторое время появился двигатель ВАЗ 2108, который на длительное время остался в сердцах автолюбителей и энтузиастов. Этого удалось достичь благодаря тому, что мотор обеспечивал достаточно мощности, и при этом соответствовал экологическим нормам, а также потреблял достаточно малое количество топлива.

Двигатель ВАЗ-2108

Технические характеристики

Объем двигателя, куб.см 1295
Максимальная мощность, л.с. 63 — 68
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 94 (10) / 3500
95 (10) / 3400
Используемое топливо Бензин АИ-95
Бензин АИ-92
Расход топлива, л/100 км 6.8 — 8.6
Тип двигателя Рядный, 4-цилиндровый
Доп. информация о двигателе Карбюратор
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 63 (46) / 5600
64 (47) / 5600
68 (50) / 5600
Степень сжатия 9.9
Диаметр цилиндра, мм 76
Ход поршня, мм 71
Количество клапанов на цилиндр 2

Особенности

Блок двигателя ВАЗ 2108 разрабатывался инженерами Волжского автомобильного завода совместно со специалистами компании Porsche. Он предназначался для установки в автомобиль с передним приводом и коробкой переключения передач на 5 ступеней. Впервые мотор был представлен в 1984 году под капотом знаменитой восьмерки.

Силовой агрегат получил свое наименование по модели автомобиля и его использовали в качестве базы для новой, восьмой серии моторов концерна. Мотор продолжали производить вплоть до 2004 года. Периодически инженеры проводили доработки, что приводило к появлению новых модификаций. Дополнительно разрабатывали также модели для экспериментов с рабочим объемом в 1.5 и 1.6 литра с 16 клапанами.

Также была изготовлена деформированная модификация на 1.1 литра рабочего объема, которую производили не очень долго, поскольку широкого распространения она не получила. А вот 1.5 литровая версия мотора получила популярность, поэтому производилась в двух вариантах подачи топлива — с карбюратором и инжектором.

Объем двигателя ВАЗ 2108 составляет 1.3 литра, и он является классическим бензиновым безнаддувным мотором с четырьмя цилиндрами. Мощность двигателя ВАЗ 2108 в такой компоновке составляет 63 лошадиных силы, а пиковый крутящий момент равен 94 Нм.

Двигатель разрабатывали с определенными требованиями, поэтому он отличается от других небольшими размерами. Таких показателей производителям удалось достичь благодаря тому, что они применили определенного рода инновационные технические решения:

  1. Межцентровые расстояние цилиндров уменьшили до 89 миллиметров (для сравнения, в классических моделях они составляют 95 миллиметров).
  2. Длина шатунов также была уменьшена со 136 до 121 миллиметра. Производители также уменьшили высоту блока цилиндров, длину клапанов и размеры головки, соответственно короче стали распределительные и коленчатый валы.
  3. Конструкция привода масляного насоса также поддалась изменениям. Он приводится во вращения непосредственно от коленвала, без сопутствующих деталей.
  4. Охлаждение двигателя ВАЗ 2108 также было переработано, поскольку водяной насос интегрировали прямо в блок цилиндров. Помимо этого было уменьшено размеры ряда элементов силового агрегата.

Мотор получился достаточно экономичным, чего удалось достичь путем усовершенствования камеры сгорания, которая получила повышенную степень сжатия до 9.9 единиц. Немалое значение также отыграло и изменение в системе питания и зажигании. Тогда уже были достаточно жесткие экологические требования, поэтому производителям пришлось сделать выхлоп менее токсичным благодаря обеспечению высокой полноты сгорания топливно-воздушной смеси.

Инженеры также постарались, и у них получилось существенно снизить шум во время работы мотора. Этого удалось добиться благодаря тому, что уравновешенность коленчатого вала была повышена. Также снижение вибраций вызвано применением комплектующих хорошего качества. Самым ярким примером является уменьшение зазора в поршнях и клапанах.

Работа двигателя ВАЗ 2108 обеспечивалась классическим блоком из чугуна без гильз. Поверхность, которая предназначена для фиксации головки блока цилиндров была изготовлена с повышенной жесткостью. Саму ГБЦ отливали из алюминиевого сплава, а также дополнительно усиливали путем применения ребер жесткости. Прокладка головки также получила принципиальное изменение, поскольку её начали изготавливать из безусадочного материала, а также она имела масляные каналы с дополнительной герметизацией.

Поршни производители изготавливали из алюминия, и оснащали их тремя кольцами — двумя компрессионными и одним маслосъемным. Рабочая поверхность изготавливалась из чугуна, а также была покрыта хромом. В качестве дополнения на поршень устанавливалось кольцо для термической фиксации.

Коленчатый вал изготавливался из чугуна, в котором присутствовали включения графита. Внутренняя уравновешенность этой детали составляла 62 процента. Для сравнения, на классических моторах этот показатель был равен 40%.

Клапанный механизм также получил достаточно большое конструктивное упрощение. Тепловые зазоры нужно регулировать как и раньше — вручную с помощью шайб, так как конструкция не предусматривает установку гидравлических компенсаторов. Клапана во время работы проворачиваются вокруг оси, что позволяет гарантировать равномерный износ детали. К сожалению, двигатель ВАЗ 2108 8 клапанов остался со старой и всем известной проблемой — во время обрыва ремня клапана загибает.

Газораспределительный механизм имеет ременной привод, который соединяет распределительный вал и помпу. Генератор приводится в движение с помощью собственного ремня от коленчатого вала. Распределитель зажигания вместе с топливным насосом вращается напрямую от респредвала.

В традиционном исполнении осталась и система охлаждения, поскольку она сделана закрытого типа и имеет принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости. Изменений не было также и в системе смазки, которая только получила конструктивные изменения элементов и немного сместились места их монтажа. Производители также заявляли о том, что к качеству масла мотор не требователен.

Номер двигателя ВАЗ 2108 найти не сложно, поскольку он выбит с правой стороны прямо на блоке цилиндров, в непосредственной близости с термостатом и прямо над картером сцепления.

Преимущества

Двигатель ВАЗ 2108 1.3 литра получил достаточно широкое распространение и большое количество положительных отзывов. Этого удалось достичь благодаря стараниям инженеров, которые повлекли за собой появление достаточно большое количество преимуществ:

  • Внесение изменений в конструкции системы охлаждения практически полностью исключило вероятность перегрева (за исключением поломок). Те, кто ездили на классике знают, что передвижение по городу с приводом вентилятора прямо от мотора не совсем комфортное, но теперь люди с ними не сталкивались.
  • Ремонт двигателя ВАЗ 2108 максимально простой, поскольку в его конструкции не было никаких серьезных и заумных элементов. Это позволяет ремонтировать его практически в полевых условиях без необходимости применения специализированного оборудования.
  • Двигатель был очень компактным, поэтому автомобили с ним под капотом имели довольно хорошую развесовку, что способствовало оптимальному поведению на дороге во время прохождения сложных поворотов на высокой скорости (конечно, в сравнении с классическими моделями).
  • Доступность запасных частей. Поскольку этот мотор получил достаточно широкое распространение, то на данный момент на него можно отыскать практически любые детали абсолютно везде. При этом, дополнительные элементы стоят не дорого.

Проблемы

Но несмотря на достаточно большое количество положительных качеств, карбюраторный двигатель ВАЗ 2108, предоставлял своим владельцам и определенного рода проблемы. Но все это можно было устранить элементарно, что не вызывало никаких трудностей:

  • Мотор может доставлять неудобства плавающими оборотами. Основной причиной нестабильной работы мотора является карбюратор от компании Солекс. Его нужно регулярно чистить, а также ремонтировать и настраивать, поэтому придется научится делать это самому или найти соответствующий сервис.
  • Двигатель может троить, чему виной являются компоненты системы зажигания. Сразу необходимо уделить внимание крышке трамблера, и если это не помогло, то потом уже нужно начать осмотр свечей зажигания и высоковольтных проводов.
  • Несмотря на изменения в системе охлаждения, двигатель может перегреться. Основных причин такой проблемы несколько — может случится утечка охлаждающей жидкости, или выйти из строя термостат и вентилятор.
  • В моторе могут появиться течи масла, и самыми слабыми местами, где они образовываются являются прокладки крышки клапанов. Как правило, с такой проблемой можно бороться банальным способом — просто заменой прокладки на новую.
  • Повышенная громкость во время работы, которая в большинстве случаев вызвана отсутствием правильной регулировки тепловых зазоров на клапанах. Реже это случается из-за детонации. Если с регулировкой клапанов все нормально, то стоит проверить зажигание, или сменить заправку.
  • Защита двигателя ВАЗ 2108 располагается очень низко, поэтому во время движения по пересеченной местности стоит быть максимально аккуратным, поскольку есть большая вероятность пробить поддон, что повлечет за собой потерю масла.

Габариты

Размеры двигателя ВАЗ 2108 являются его основным преимуществом, поскольку его разрабатывали с необходимостью получения максимальной компактности для установки в автомобили с передним приводом. Длинна мотора составляет 540 миллиметров, ширина — 422 миллиметра, при этом высота равна 561 миллиметр. Также многие задаются вопросом о том, сколько весит двигатель ВАЗ 2108, и ответ на него достаточно прост — вес мотора равен 127 килограмм. Это довольно хорошие показатели, поскольку масса намного меньше, чем у классических силовых агрегатов.

Модификации

Несмотря на то, что двигатель ВАЗ 2108 карбюратор имел достаточно большое количество положительных качеств, инженеры решили внести в его конструкцию определенные изменения. Таким образом появилась одна из модификаций силового агрегата:

  • Двигатель ВАЗ 21080 — эта модификация конструктивно практически никак не отличается от стандартной модели, только вот её объем теперь начал составлять ровно 1300 кубических сантиметров. Также он соответствовал повышенным требованиям экологических норм, что привело к повышенной требовательностью к качеству топлива.

Техническое обслуживание

Поскольку двигатель имеет поперечное расположение, то его обслуживание и сроки несколько отличаются от классических моделей. Ремень газораспределительного механизма необходимо заменить после 100 тысяч километров пробега для того, чтобы потом не было сюрпризов с его обрывом и загнутыми клапанами.

Подушка (опора) двигателя ВАЗ 2108 подлежит замене спустя 150 тысяч километров пробега, в противном случае вы можете столкнуться с различного рода проблемами в виде повышенных вибраций во время передвижения, а также достаточно сильного шума при работе.

Та как конструкция не предусматривает установку гидравлических компенсаторов, то регулировка тепловых зазоров производится с помощью шайб вручную. Эту процедуру необходимо производить раз в 20 тысяч километров пробега.

Новое масло в двигатель ВАЗ 2108 необходимо заливать каждые 10 тысяч километров пробега. Только стоит учитывать, что это общие рекомендации, поэтому если вы передвигаетесь с повышенными нагрузками, то стоит сократить пробег от замены до замены.

Расход

Характеристики двигателя ВАЗ 2108 довольно впечатляющие, как и его расход. Во время движения по трассе, когда обороты двигателя ВАЗ 2108 находятся в оптимальном диапазоне, то стоит рассчитывать на потребление 6.8 литров бензина на 100 километров. Если двигаться в городском цикле, то мотор начинает кушать порядка 8.6 литра бензина АИ-92.

Куда устанавливался

Поскольку силовой агрегат получился достаточно удачным, то его устанавливали под капот нескольких автомобилей на протяжении длительного времени. В движение таким двигателем приводились модели ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, а также модификация ВАЗ-21099.

Ссылка на основную публикацию